Contacts

    Faculty Address:
Moscow, ul. Third Vladimirskaya, 7

Phone: (495) 672-1250
email: dekanat219@yandex.ru
                  

 

Новые записи

Блог

Faculty of journalism


Жилавская Ирина Владимировна

Заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования, кандидат филологических наук, доцент

Дисциплины, которые она преподает:   «Введение в специальность», «Основы медиакультуры», «Современные медиасистемы», «Основы творческой деятельности журналиста», «Организация работы редакции», «Новые редакционные технологии работы с аудиторией», «Аудитория СМИ», «Современные тенденции развития медиасистемы»В 1981 году окончила Томский государственный университет, филологический факультет по специальности «Русский язык и литература». В 2005 году на международном факультете управления Томского государственного университета получила второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Образование:

Основное
•    02.2007-11.2008, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики, степень кандидата филологических наук
•    09.1973–06.1981, Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, Филологический факультет, диплом о высшем образовании

Второе высшее
•    09.2003-06.2005 – Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, Международный факультет управления, диплом о высшем образовании

Повышение квалификации
•    01.2001-01.2003 – Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, Международный факультет управления, диплом о профессиональной переподготовке
•    12.2011 – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова «Инновационные технологии современного журналистского образования», 72 часа.
•    05.2012 – Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, программы «Система менеджмента качества образования», «СМК как инструмент рыночной стратегии вуза».
 

Награды, премии:

Лауреат Премии по журналистике им. Виля Липатова (1989).

Награждена медалью г. Томска «За заслуги перед городом» (2004).

Проекты:

Участие в образовательных проектах

Автор и разработчик медиаобразовательных программ и семинаров для руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов, школьников, чиновников, журналистов, депутатов, представителей НКО и бизнеса: «Основы информационной культуры», «Журналистика и Интернет», «Мультимедийное пространство образовательного учреждения», «Основы коммуникации», «Журналистика для школьников», «Основы медиакультуры», «Как общественности работать со СМИ», «Медиашкола для парламентария», «Школа блогера»  и т.д.
Автор и разработчик программы для учителей и родителей «Экология интернета».
Разработчик спецкурсов для вузов «Основы коммуникационного менеджмента», «Деловые коммуникации», «Новые технологии работы с аудиторией», «Современные системы СМИ», «Медиаобразовательные технологии СМИ», «Сетевая журналистика».

Участие в социальных проектах

Главный редактор электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация»
Первый заместитель – исполнительный директор Национальной ассоциации масс-медиа исследователей (НАММИ)
Член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Эксперт Фонда российской информационной политики (ФРИП)
Член Евразийской ассоциации оценки качества
Автор и руководитель Всероссийского фестиваля молодежной журналистики  «Золотое перо»
Директор Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки»
Автор и руководитель Межрегиональной выставки школьных и студенческих СМИ «Свежая строка»


Научная деятельность

Автор и разработчик новых понятий в теории медиа и медиаобразовании: информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность, медиаповедение личности.
Руководитель ряда социологических исследований «Молодежь и политика» (2007), «Влияние СМИ на молодежь» (2008), «Молодежь и медиа» (2008), «Молодежь в информационном пространстве ЗАТО» (2009), «Проблемы национальной идентичности в молодежной среде Томской области» (2009), «Развитие и реализация потенциала молодежи Томской области» (2009, 2010).
Председатель оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» (2007,2008, 2009), Томск, ТИИТ.
Научный редактор и составитель сборников материалов «Медиаобразование: от теории – к практике» (2007, 2008, 2009), Томск, ТИИТ, «Молодежь и медиа. Цели и ценности», Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, «Личность и медиа. Технологии взаимодействия», МГГУ им. М.А. Шолохова.
Участник Российско-финского семинара по медиаобразованию (2009).
Сопредседатель оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии российского медиаобразования 2010», Москва, МГУ.
Председатель оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и медиа. Цели и ценности», Москва, 2011.
Руководитель НИР «Исследование социально-психологических особенностей медиаповедения личности в условиях современного информационного общества», МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
Автор универсальной модели информационно-коммуникационного медиапространства образовательного учреждения (ИКМ ОУ), МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
Участник Международного совещания экспертов ЮНЕСКО по вопросам адаптации для России Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности  (Москва, 12 декабря 2011 г.).
Автор монографии «Медиаобразование молодежной аудитории», ТИИТ, 2008.
Соавтор коллективной монографии «Гуманитарные проблемы современности: человек и общество», Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ»
Автор более 60 статей по проблемам информационных технологий, медиаобразования, коммуникативистики.

Публикации:

2011 год

    Роль медиаобразования в формировании публичной сферы. Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 560 с. С. 86-88.
    «Я и журналистика» на фоне профессиональных компетенций. Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции/ Отв. ред. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – 257 с. С. 71-76
    Медиаповедение личности. Обретение смысла. Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Выпуск №2, 2011.
    Проблемы информационной безопасности через призму нового закона. Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты: материалы международной научно-практической конференции 15-16 января 2011 года. – Пенза-Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2001. – 140 с. С. 64-70.
    Медиаповедение личности. Личность и медиа: сб. статей Факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова/составители Т.Н. Владимирова, И.В. Жилавская. М.: Редакционно-издательский центр (РИЦ), 2011. С 8-32.
    Медиаинформационная грамотность как новая грамотность информационного общества. Журналист. Социальные коммуникации. 2011 г. №4.
    Информат – новый способ существования гражданского общества. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография / В.А. Багина, С.В. Богданова, И.В. Жилавская и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 14. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2011. С 84-101.
    Медиаобразовательные технологии печатных СМИ. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, №5, с. 107-118
    Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании. «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири №3 (09). Сентябрь 2011 (http://md.islu.ru/).
    Опыт межфакультетской интеграции на основе медиаобразования. Методика преподавания журналистских дисциплин. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 3-5 окт. 2001 г.: программа и тезисы докладов / сост. С.С. Распопова (отв. ред.), О.М. Скибина; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, фак. журналистики; Оренб. гос. пед. ун-т, филол. фак. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. С. 33-35.

2010 год

    Медиаобразовательная деятельность СМИ как вид общественных связей. Социальный PR и социальная реклама: опыт и новаторство: Материалы III Международной научно-практической конференции (20-22 мая 2010гг.) / под ред. О.П. Чернеги. – Барнаул, 2010. – 114-121 c.
    Новые редакционные технологии в системе «СМИ и общество». Журнал «Управление социальными системами», ред. проф. Ф.П. Тарасенко, Томск, 2010, №3.
    Новые редакционные технологии работы с аудиторией. Современные тенденции в развитии российского медиаобразования – 2010: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции: В 2 т. Т.1. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. С. 7-13.
    Редакционные технологии СМИ. Современная пресса: теория и опыт исследования.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. – С 265-270.

2009 г.

    «Поколение 1-11» По  материалам социологического опроса «Молодежь Северска и информационная среда». Журнал «Аналитика», 2009, № 1, с. 46-53.
    Общественно-политическая пресса для молодежи умерла. Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской конференции (Москва, 20–21 ноября 2008) / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. – С. 151-154.
    Системные аспекты медиаобразовательной деятельности СМИ. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2009. - № 5
    ЗАТО как гетто: ценностные особенности молодежи в закрытых городах. Эмпирические исследования гражданского общества//М.: ОПФ, 2009. С. 50-53.
    Информационные технологии в системе медиаобразования. Медиаобразование: от теории — к практике// Сб.  материалов III Всеросс. Науч.-практ. конф. «Медиаобразование молодежной аудитории», составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2009. С. 49-59.
    Информальная медиасреда как фактор развития медиаобразования. Сборник  Всероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты» Казань, КазГУ, 2009. с.
    Информационная среда закрытого города. Медиаобразование. 2009, № 4  С. 85-97.
    Информационные технологии: к истокам некоторых заблуждений. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в гуманитарном образовании»//Пятигорск, ПГЛУ, 2009.
    Роль и место информальных медиа в гражданских коммуникациях. «Гражданские коммуникации и гражданское общество»// ГУ-ВШЭ/Науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский.М., 2009. С. 148-165.
    Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования. Журнал «Медиатека и Мир» №3’2009.

2008г.

    Актуальные проблемы медиаобразования в системе общего образования. Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве//Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 523-524.
    «Молотком» по подростку. Томский вестник. 2007. № 52
    От медиапроектов – к системе медиаобразования. Медиаобразование. 2007 N 2. С.4-8.
    Информальные медиа. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации»,  /составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2007. С. 8-18.
    Влияние СМИ на молодежь. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации»,  /составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2007. С. 240-276.
    Что ищет и находит молодое поколение в СМИ. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2007. - № 5
    Медиапроект как основа медиаобразования. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2007. - № 6
    Инновационные методы в журналистском образовании. Профессия – журналист: вызовы XXI века//Сб. материалов международной научной конф. «Журналистика 2006». М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007. С. 16-17.
    Школьные СМИ – основа медиаобразования//Сост. Жилавская И.В./Изд-во НОУ ВПО «ТИИТ»/серия «Библиотека САМО», Томск, 2007, 188 с.

10.  От медиаобразовательной среды – к образованным медиа. Журналистика и медиаобразование – 2007/ Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. /Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.233-238.

11.  Медиаобразование как фактор формирования  аудитории СМИ. Медиакультура новой России. Материалы ¬Международной научной конференции. Екатеринбург–Москва: Академический, Том II / Под ред. Н. Б. Кирилловой и др. проект, 2007. – 512 с.

12.«Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Медиаскоп. http://www.mediascope.ru/node/38

13. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования. Медиаскоп. Выпуск №2 2008 г.

14. Информальные медиа. Сайт «Эксперты для гражданского общества». http://www.4cs.ru/materials/wp-id_396/

15. Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании молодежи.  Публикация на сайте Центра социально-консервативной политики. http://www.cscp.ru/clauses/6/c/2963/

16. Некоторые методы оценки эффективности медиаобразовательных технологий.  Журналистика и медиаобразование-2008// Сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П. Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. С.273-278.

17. Основы исследования СМИ как медиаобразовательной системы. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск/ Сост. И.В. Жилавская; ред. кол.: И.В. Жилавская, Ю.Н. Кириленко (1 часть), Н.А. Тельцова (2 часть). Томск: НОУ ВПО ТИИТ /серия Библиотека САМО, 2008, с. 170-181.

18. «Медиаобразование молодежной аудитории»// Монография/Томск, ТИИТ, 2008. С. 322.

Профессиональный опыт:

01.09.2010–по наст. вр. – зав. кафедрой журналистики и медиаобразования факультета журналистики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Разработка концепции медиаинформационного пространства и ряда других проектов информационно-коммуникационного характера.
 
12.2004-08.2010 – директор НОУ ВПО «Томский институт информационных технологий». Создание образовательного учреждения с нулевого цикла. Юридическое оформление, лицензирование, формирование программ, набор преподавателей и сотрудников, организация образовательного процесса.
 
09.2006-08.2010  – доцент, ТГУ, Международный факультет управления, кафедра социальных наук.

02.2003-10.2004 – начальник Управления по связям с общественностью ФГУП «Сибирский химический комбинат» (ЗАТО Северск Томской области). Создание новой структуры, набор персонала, определение направлений деятельности, создание подструктур, организация работы, формирование механизмов обратной связи.  Разработка системы благотворительной деятельности комбината, как предприятия  социальной ответственности.

03.2001-02.2003 – начальник Отдела по работе с общественными организациями и СМИ Администрации Томской области. Взаимодействие с некоммерческими организациями Томской области, курирование деятельности областных и районных средств массовой информации, организация конкурсов, информационное обеспечение деятельности Администрации Томской области.

01.1992-03.2001 – первый заместитель главного редактора, ответственный секретарь областной ежедневной газеты «Томский вестник». Участие в создании модели новой газеты: тематика, стиль, дизайн, авторский актив. Участие в формировании редакционной структуры издания. Организация процесса выхода газеты, планирование и контроль.

07.1990-01.1992 – начальник отдела областной еженедельной газеты «Народная трибуна». Организация работы отдела Cоветов, взаимодействие с Советом народных депутатов Томской области.

09.1983-07.1990 – ответственный секретарь, редактор многотиражных газет Томского политехнического института, Подшипникового завода, Томского завода резиновой обуви.

 

Контактная информация:

email:    zhiv3@yandex.ru
Сайт:     www.zhilavskaya.ru

 

Share: