Адрес факультета: 109428 Москва, ул. Михайлова, д.12А
Проезд:
Телефон: 8-499-1718015 деканат
8-499-1718014 заместитель декана по работе с преподавателями (Брутов В.В.)
Ответственный за интернет страницу факультета:
Карзубов Дмитрий karzubovdn@gmail.com
Профессор кафедры методики обучения и педагогических технологий.Родился в городе Москва, 15 марта 1936 года. Альма-матер – МГУ им. М.В. Ломоносова, физический факультет, январь 1959 г. Мехмат МГУ, 1963 г.(второе высшее)
Научные степени: Кандидат педагогических наук - 1963 г.
Тема кандидатской диссертации: «Методика преподавания курса «Теория математических машин и основы программирования» в средних общеобразовательных политехнических трудо-вых школах с математической специализацией». Доктор педагогических наук - 1973 г. Тема докторской диссертации: «Введение в школу приложений математики, связанных с использованием ЭВМ».
Ученые звания: Профессор по специальности «Методика преподавания математики» - 1978 г.; член - корреспондент АПН (РАО) – 1982 г.
Избран академиком целого ряда авторитетных Академий: Акаде-мии естественных наук Республики Казахстан, Академии профессионального образования, Академии творческой педагогики, Академии информатизации образования, Международной академии имиджелогии.
Новая статья: проблемы проектирования инновационной методической системы профессионального становления бакалавра математики в соответствии с профессиональным стандартом педагога и образоватедльным стандартом.
Награды:
- орден «Трудового Красного Знамени» (1986 г.),
- золотая медаль «Лауреат ВДНХ» за создание первого комплекта компьютерных программ школьного курса «Информатика» (1986 г.),
- медаль Н.К. Крупской (1986 г.),
- медаль «Ветеран труда» (1986 г.),
- медаль К.Д Ушинского (2001 г.),
- медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст. (2003 г.),
- Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Научные труды: Опубликовано более 700 трудов: монографии, учебники, методические пособия, статьи.
Научная школа: Подготовлено 227 докторов и кандидатов педагогических и психологических наук. Среди докторов такие ученые как А. И. Нижников, В. Ф. Любичева, Т. К. Смыковская, О. Б. Епишева, Н. Л. Стефанова, И. А. Новик и многие другие.
После окончания университета в январе 1959 г. В. М. Монахов с тремя коллегами выбирает Вычислительный центр Главного управления гидрометслужбы, отдел динамической метеорологии, где в разное время работали такие выдающиеся математики страны как Г.И. Марчук, И.А. Кибель, А.С. Монин и др.
Все вычисления в отделе делались в то время на арифмометре «Феликс, а в начале 60-х г. стали внедряться в практику вычислительных центров - первые ЭВМ. Стране необходимы были новые специалисты. Осенью 1959 г. В. М. Монахова направляют на инженерное отделение механико-математического факультета МГУ, где он в течение трёх лет получает второе высшее образование, осваивая новую специальность «математик – программист».
За годы работы в отделе динамической метеорологии Вадим Макариевич участвовал в разработке математических моделей прогнозирования. Лично Вадиму Макариевичу принадлежит гидродинамическая модель прогнозирования вертикальных токов. Компьютерная программа – реализация этой модели даёт ответ на вопрос: будет ли в данной точке земного шара дождь или нет.
В 1961 г. Краснопресненский райком комсомола предлагает В.М. Монахову вести уроки программирования в школе № 101. Предложе-ние было неожиданным, но Вадим Макариевич согласился, нужны были деньги, так как к тому времени у него появилась семья, родился сын Никита. Это были первые шаги в методику преподавания абсолютно нового школьного предмета «Программирование на ЭВМ». В общей сложности Монахов проработал 8 лет Учителем программирования, вычислительной математики в московских школах № 101, 444 и 710.
За годы работы в НИИ содержания и методов АПН СССР (1963-1992) В. М. Монахов прошёл путь от младшего научного сотрудника до директора института (1981-1992).
Научную работу Монахова В.М. в стенах НИИ СИМО можно представить в виде следующих основных направлений:
1. Разработка первого учебного курса по программированию для математических школ.
Основные публикации:
1. Монахов В.М. Вопросы методики преподавания программирования в средней шко-ле / Обучение в математических школах. - М.: Просвещение, 1965.
2. Монахов В.М., Шварцбурд С.И., Ашкинузе В.Г. О математической специализации «Программист по решению задач оптимального планирования» / Обучение в математических школах. - М.: Просвещение. 1965.
3. Монахов В.М. О математической специализации «Программист по решению задач оптимального планирования» /Сборник «Линейная алгебра и геометрия»; серия «Про-блемы математической школы». - М.: Просвещение, 1967.
4. Монахов В.М. О содержании специального математического курса «Математиче-ские методы решения задач оптимального планирования» /Сборник «Линейная алгебра и геометрия»; серия «Проблемы математической школы». - М.: Просвещение, 1967.
5. Монахов В.М. Обучение программированию в средней школе. Монография. М.: Просвещение, 1967.
6. Монахов В.М. Практикум по программированию для школ с математической спе-циализацией: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1968.
2. Создание серии факультативных курсов для общеобразователь-ных школ: «Программирование», «Методы оптимизации», «Вычислительная математика», «Линейное программирование», «Программирование и ЭВМ», «Математические методы в экономике».
Основные публикации:
1. Монахов В.М. Программирование. Учебные материалы для факультативных занятий в 9-10 классах. - М.: Просвещение, 1970
2. Монахов В.М. Методические указания к учебным материалам для факультативных занятий в 9-10 классах по курсу «Программирование». - М., 1970.
3. Монахов В.М. Векторные пространства и линейное программирование: учебные ма-териалы для факультативных занятий в 9-10 классах. М.: Педагогика, 1971.
4. Монахов В.М., Беляева Э.С. Методические разработки по факультативному курсу «Математические методы в экономике. Линейное программирование ». - M.: , I972.
5. Монахов В.М. Программирование. Факультативный курс: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1974.
6. Монахов В.М. Программирование и ЭВМ. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 классов. - М.: Просвещение, 1977.
7. Монахов В.М., Беляева Э.С., Краснер Н.Я. Методы оптимизации. Применение мате-матических методов в экономике: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
8. Монахов В.М., Лапчик М.П., Демидович Н.Б., Червочкина Л.П. Формирование алго-ритмической культуры школьника при обучении математике: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
9. Монахов В.М., Беляева Э.С. Экстремальные задачи: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.
3. Многолетняя работа в авторском коллективе учебника
«Алгебра 6, 7, 8».
В. М. Монахову была поручена новая разработка раздела приближенных вычислений, где доминирующим должен был стать метод границ. Этот раздел появился в пробных учебниках «Алгебра 7». С 1968 года раздел «Алгоритмы и элементы программирования», разработанный В. М. Монаховым вошёл в учебник «Алгебра 8». Эти учебники, ставшие стабильными, издавались тиражом 4.3 миллиона экземпляров ежегодно. Общий тираж этих учебников составил 60 миллионов экземпляров.
Основные публикации:
1. Монахов В.М. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Муравин К.С., Суворова С.Б. под редакцией А.И. Маркушева Алгебра - 8: учебное пособие для учащихся средней школы. – М.: Просвещение, 1974.
2. Монахов В.М. Алгебра в 8 классе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1974.
3. Монахов В.М. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. М.: Просвещение, 1977.
4. Монахов В.М. Обучение алгоритмам в курсе алгебры. Сборник «Вопросы препода-вания алгебры в восьмилетней школе». М.: Просвещение, 1980.
5. Монахов В.М. и др. «Алгебра». Учебник для 8 класса средней школы (под ред. С.А. Теляковского), переработанный. М.: Просвещение, 1986.
4. В 1975 г. Президиум АПН СССР назначает В.М. Монахова руко-водителем академической программы «Нормализация общей и учебной нагрузки учащихся». Результаты этого исследования имели большое значение для определения причин перегрузки школьников, в которых далеко не первое место занимали сложные учебники и программы. Для В.М. Монахова это был первый опыт организации и функционирования большого научного коллектива, в который вошли более 100 научных сотрудников различных институтов. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале ЮНЕСКО «Prospects» в Париже, а также в нескольких монографиях.
5. В 1978 г. в связи с новой конституцией страны Академия педагогических наук работает над проблемой единого уровня содержания общего среднего образования. В.М.Монахов назначен руководителем научного коллектива. Итогом работы стал документ «О едином уровне и объёме содержания общей и образовательной подготовки учащихся в школе, техникумах, ПТУ». Главный политический результат: единый уровень был исследован и утверждён Советом Министров; научный результат: единый уровень был представлен на языке базисных программ учебных дисциплин, которые с современных позиций можно считать предтечей образовательного стандарта.
Основные издания:
1. Монахов В.М. «Структура целей обучения». Сборник научно-исследовательских ма-териалов по проблеме «Определение единого уровня содержания общего среднего уровня содержания общего среднего образования» № 4. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980.
2. Монахов В.М. «Адекватность содержания учебного предмета целям образования (на примере курса физики)». Сборник научно-исследовательских материалов по проблеме «Определение единого уровня содержания общего среднего уровня содержания общего среднего образования» № 5. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980.
3. Монахов В.М. «Структура учебных планов средних профтехучилищ и проблема реа-лизации единого уровня общего среднего образования». Сборник научно-исследовательских материалов по проблеме «Определение единого уровня содержания общего среднего уровня содержания общего среднего образования» № 6. НИИ СиМО АПН СССР, 1980.
4. Монахов В.М. Проблемы единого уровня общеобразовательной подготовки в сред-них учебных заведениях. М.: Педагогика, 1983.
5. Монахов В.М. Единый уровень общего среднего образования, проект (переработан-ный вариант). М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1984.
6. В конце 70-х вместе с белорусским математиком Гуревичем Владимиром Юрьевичем начинается большой цикл исследований по оптимизации, как структуры школьной математики, так и оптимизации понятийного аппарата школьных учебников математики. Первый этап исследования был по учебнику А. Н. Колмогорова «Геометрия-6». Была создана теория оптимизации содержания школьных учебников. Результат – более 15% экономии учебного времени.
Основные издания:
1. Монахов В.М., Гуревич Ю.В. Об одном методе системного анализа внутрипредмет-ных связей. // М.: «Математика в школе», № 2, 1980.
2. Монахов В.М., Гуревич Ю.В. Оптимизация объема и структуры учебного материала. // М.: «Советская педагогика», № 12, 1980.
3. МонаховВ.М., Гуревич В.Ю. Эффективность системы уроков математики//Ташкент, ТашГПИ им.Низами, 1982.
7. В 1983 г. В.М. Монахов инициирует эксперимент по теоретической разработке учебных планов. С именем В.М. Монахова в советскую школу был введён базисный учебный план. Вадим Макариевич вспоминает: « О базисном учебном плане я впервые доложил Комиссии Политбюро 17 августа 1983 года. 11 лет ушло на то, чтобы министерство поняло, что его надо вводить. Назначение базисного плана в том, что вместо матрицы учебных предметов были созданы предметные области знаний, и тогда легче маневрировать при дифференциации школ. Базисный план даёт директору школы свободу, чтобы усиливать отдельные предметы, переносить часы по вертикали из одного класса в другой и т.д. Я говорил раньше и сейчас считаю, что эффективность и продуктивность базисного учебного плана в нашей школе не более 10%. До этого Академия не имела ни теорию создания учебного плана, ни технологию его разработки. Накопив большой опыт, я создал технологию проектирования учебного плана».
8. 1985 год. Историческое начало компьютеризации всей страны. Политбюро ЦК КПСС поручает В.М. Монахову и А.П.Ершову создать учебник по информатике для средних учебных заведений, школы, ПТУ, техникумы. Учебник был создан за 45 дней.
Основные издания
1. Учебное пособие: «Основы информатики и вычислительной техники» А. П. Ершов и В. М. Монахов. Часть 1. Просвещение, 1985.
2. Учебное пособие: «Основы информатики и вычислительной техники» А. П. Ершов и В. М. Монахов. Часть 2. Просвещение, 1986.
3. Методическое пособие: «Основы информатики и вычислительной техники» А. П. Ершов и В. М. Монахов. Часть 1. Просвещение, 1985.
4. Методическое пособие: «Основы информатики и вычислительной техники» А. П. Ершов и В. М. Монахов. Часть 2. Просвещение, 1986.
5. Монахов В.М. Компьютерная грамотность в советской школе. Канада, «Форум», 1985.
6. Монахов В.М. «Информатика». Советско-болгарский учебник (под редакцией П.Х. Бырнева и В.М. Монахова). Выпуск 1. Экспериментальные учебные материалы. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1988.
7. Монахов В.М. Пакет педагогических программ по курсу «Основы информатики и вычислительной техники. М.: Киев, 1988
9. В 80-е В.М. Монахов выдвигает идею о создании теории проектирования методической системы с наперёд заданными свойствами, которая должна была естественно изменить и дидактику, и методику, и педагогику. В настоящее время теория фактически разработана, так же создана технология проектирования таких систем.
В 1993 году Вадим Макариевич начинает работу в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А.Шолохова (в настоящее время Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова). Сначала работал профессором кафедры «Алгебра и методика преподавания». Заведующим кафедрой был А.Г. Мордкович. Затем становится заведующим кафедрой «Методика обучения математике и педагогических технологий». С 2002 по 2008 годы был деканом факультета математики и информатики.
В 90-е годы В. М. Монахов предлагает параметрическую модель учебного процесса, которая затем трансформируется в технологическую карту учебной темы любого учебного процесса.
Как обобщение и систематизация опыта учительства страны В.М.Монахов разрабатывает педагогическую технологию учебного про-цесса, технологию проектирования методической системы обучения (МСО), технологию проектирования траектории образования и воспита-ния. К 1995 г. это направление оформляется в виде теории педагогических технологий.
Основные издания:
1. Монахов В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М.-Тула, Будрус, 1993. - 143 с.
2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебно-го процесса, – Волгоград: Перемена, 1995. –152 с.
3. Монахов В.М. Технологические основы конструирования учебного процесса. - М.- Тула: ИПК, 1995.
4. Монахов В.М. Проектирование программ развития учащихся. Педагогическая техно-логия академика В.М. Монахова. М.-Новокузнецк ИПК 1997.
5. Монахов В.М., Никулина Е.В. Изучаем технологию В.М.Монахова за семь дней. Но-вокузнецк, 1997.
6. Монахов В.М. Технологическая карта – паспорт проекта учебного процесса. М.-Новокузнецк: ИПК, 1997.
7. Монахов В.М. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональная школа», 1997г.
8. Монахов В.М. Педагогическая практика: целеполагание, проектирование профессиональной деятельности, оптимизация проекта. Москва, МГОПУ, «Альфа» 1998.
9.Монахов В.М. Конструирование информационных карт развития учащихся. Улья-новск 1999.
10. Монахов В.М., Мордкович А.Г. Алгебра-7. Технологический учебник. Москва-Новокузнецк, НИПК 1999.
11. Монахов В.М., Нижников А.И. Учебный курс «Математический анализ» в педаго-гическом университете: проектирование, тенденции развития, внедрение, результаты опытно-экспериментальной работы. Москва, МГОПУ, «Альфа» 1999.
12. Методическая система изучения курса математического анализа (для педагогиче-ских университетов). Ч. 1 / А.И. Нижников, В.М. Монахов, Т.К. Смыковская– М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999.
13. Методическая система изучения курса математического анализа (для педагогиче-ских университетов). Ч. 2 / А.И. Нижников, В.М. Монахов, Т.К. Смыковская. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999.
14. Монахов В.М., Руденко Т.Б .Как осваивать педагогическую технологию В.М. Мо-нахова. Ульяновск 1999.
15. «Типичные ошибки и технология их преодоления» — в серии «Школа современно-го учителя» - (авторская методика коррекционной работы по математике, русскому языку ,информатике, физике, географии, классы 1 — 3, 5 — 6, 7 — 9 — 11) Ульяновск, 1999 (15 книг).
16. Монахов В.М., Смыковская Т.К. Методическая система учителя инновационной школы: функционирование, развитие, ориентация на формирование творчества уча-щихся. Волгоград, «Бланк» 2000.
17. Монахов В.М., С.К. Исламгулова. Паспорт учебного процесса. Алматы, приложе-ние к журналу «Творческая педагогика» 2000 . (30 книг)
18. Монахов В.М., Смыковская Т.К. Дидактический практикум «Конструирование соб-ственной методической системы учителя информатики». Москва, изд-во «Альфа», 2002.
19. Монахов В.М., Смыковская Т.К. Развитие методической системы преподавателя вуза в условиях освоения компьютерной технологии, Москва, изд-во «Альфа», 2002.
20. «Паспорт образовательного процесса» — по основным школьным предметам, Вол-гоград, 2002 г. (32 книги).
21. Монахов В.М., Власов Д.А и др. Педагогические технологии как дидактический инструментарий модернизации образования. Москва - Тольятти, Волжский уни-верситет им. В.Н. Татищева, 2004.
22. Монахов В.М., Васекин С.В., и др. Педагогические объекты. Педагогическое про-ектирование. KNOW HOW технологии: Учеб.пособие.-Тольятти: ВУиТ, 2004.
23. МонаховВ.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография.-Волгоград: Перемена, 2006.
24. «Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве г.Тольятти»:монографический сборник трудов научно-практической конферен-ции.Тольятти:ВУиТ, 2006г.
25. Атлас технологических карт (по основным школьным предметам). Дидактические практикумы для студентов педагогического вуза. Москва-Тольятти: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2007 г. (16 книг)
26. Монахов В.М. Педагогическая технология В.М.Монахова от А до Я: самоучитель проектирования учебного процесса: Липецк: ИРО, 2007г.
27. Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве г.Тольятти:монографический сборник трудов II научно-практической конферен-ции.Москва-Тольятти: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008г.
28. Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве Кызы-лординской области:монографический сборник трудов научно-практической конфе-ренции. Кызылорда: «Тумар», 2008г.
29. МонаховВ.М. Технология реализации компетентностного подхода в профессио-нальной подготовке ИТ-специалистов. Материалы Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование»,-М.:ИНТУИТ.РУ,2009г.
30. Монахов В.М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами. Материалы Международной научно-практической конференции-М:РИЦ МГГУ им.М.А.Шолохова.,2010г.
31. Монахов В.М. Методологические вопрсы ИТ-образования, связанные разработкой технологий построения систем образования с наперёд заданными свойствами. Мате-риалы Международной научно-практической конференции»,-М.:ИНТУИТ.РУ,2010г.
Отдел писем газеты «Педагогический вестник» в конце 90-х годов констатировал, что более 6000 школ России и ближнего зарубежья работают по педагогической технологии В.М. Монахова. Учителя, проработавшие 2-3 года по технологии, существенно совершенствовали структуру учебного процесса, находили инновационные методические решения. В этот период выходит пособие В.М. Монахова, С.В. Васекина «Оптимизация учебного процесса», в котором идеи Ю.К. Бабанского получили инструментально-технологический аппарат реализации. Тысячи учителей начинают осваивать методы оптимизации при проектировании учебного процесса по своему предмету, добиваясь существенной экономии учебного времени
В 1997 г. в Новокузнецке состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогическая технология В.М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие», где были представлены все регионы, работающие по технологиям В.М. Монахова. Глубинные закономерности учебного процесса, выявленные с помощью указанных технологий, стали теоретической основой дальнейшей информатизации школьного образования и создания технологических учебников как атлосов технологических карт.
В 2003 году, реализуя решение Академии творческой педагогики о создании центров педагогической технологии В.М. Монахова, в городе Тольятти зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Центр педагогических технологий В.М. Монахова», научным руководителем которого является Вадим Макариевич Монахов.
Деятельность Центра связана с обучением педагогических коллективов технологиям В.М. Монахова, внедрением технологий в массовую образовательную практику, дальнейшим их развитием. В Центре разработана и апробирована технология целенаправленной подготовки учащихся к ЕГЭ, разработана компьютерная система аналитической обработки результатов диагностик учащихся, ведётся работа над модификацией технологии В.М.Монахова к компетентно-стно-контекстному формату обучения. Под руководством Центра организовано и проведено пять научно-практических конференций в России и ближнем зарубежье, ведётся массовое консультирование педагогов-практиков. Результаты работы Центра докладывались на международных научно-практических конференциях.
Контакты: vmmonakhov@mail.ru
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|