Актуальное интервью


Тэги:
магистратура,  
ректор
02 августа 2011

В МАГИСТРАНТЫ я б пошел… Или ЗАЧЕМ магистратура молодому специалисту?

Большинство вузов пока еще только на пути к перестройке на новую двухуровневую систему образования – бакалавриат + магистратура – и в этом году по-прежнему выпускают специалистов. Тем не менее,  многие объявили набор на обучение по магистерским программам.  Закономерно встает вопрос: зачем мне, специалисту с законченным высшим образованием, поступать в магистратуру?

На наши вопросы отвечает ректор МГГУ им. М.А. Шолохова доктор политических наук Нечаев Владимир Дмитриевич.

Сначала коснемся общей идеи двухуровневого образования. Почему эта идея, несмотря на несколько иную нашу традицию, все-таки завоевывает сторонников и продвигается?

Дело в том, что она в целом повышает гибкость системы образования. Как правило в нашем обществе человек поступает в вуз  - на бакалавриат или специалитет – сразу после школы. В этот период у него еще нет пока ни  четкой профессиональной ориентации, ни карьерной стратегии.  Не секрет, что очень часто  выпускники идут работать и…. сталкиваются с необходимостью получать второе образование уже по профилю работы. По сути дела это лишняя трата ресурсов – государства ли, если оно финансирует эту программу, или собственно личных средств выпускника.

Магистратура  - это возможность получить второе высшее образование  с учетом того, что решение принимает взрослый человек со сложившимися профессиональными предпочтениями. У него уже боле ясные карьерные планы и понимание того, зачем ему нужно это образование.  С прагматической точки зрения он получает экономию времени (2 года магистратуры, а не 3-5 лет второго высшего образования), сил и денег (бесплатная магистратура в этом году для специалистов  или второе высшее платно) - есть смысл выбрать магистратуру.

Магистратура – это не совсем чуждое для нашей страны явление, как это может показаться на первый взгляд. По такой системе в нашей стране  традиционно построена подготовка медиков. У них это называется ординатура. Сначала человек получает общее медицинское образование, а потом уже в течение двух лет получает более узкое и  глубокое и специальное образование -  невропатолог, иммунолог и т.п. – в рамках обучения в ординатуре.

По сути сейчас государство выстраивает эту систему двухуровневого образования для всех специальностей:

 – бакалавриат как базовая образовательная ступень, в рамках которой студент  формирует общие базовые компетенции, скажем гуманитарные, или технические, или творческие;

–  магистратура «отвечает» за более тонкую «заточку». Это надстройка к бакалавриату в одном из 3 направлений (или в их комбинации).

1) более узкая и углубленная  специализация. Например, человек заканчивает бакалавриат по политологии, и хочет стать политтехнологом. А это совсем не то же самое, что академический политолог, занятый сравнительными исследованиями и т.п. Политтехнолог – это человек, образовательная программа которого заточена под работу в избирательных кампаниях, политический анализ и прогнозирование и т.п.

2) подготовка к научной карьере. Некоторые виды магистратур предполагают, что человек делает выбор в пользу научной карьеры. Тогда логично выстаивается цепочка: бакалавр – это общая подготовка по выбранному направлению, магистратура  - это первый опыт исследовательской деятельности, аспирантура, которая в нашем случае заканчивается защитой диссертации.

В нашем вузе  – этот вид магистратуры представлен педагогическим направлением, а остальные виды магистратур – посвящены углубленным специализациям.

3) достройка управленческого контура. Например, специалист-педагог хочет быть директором, заниматься управлением в педагогике. И мы делаем магистратуру, в которой акцент сделан на управление именно в этой области. Не второе высшее образование в области менеджмента вообще (а это, как мы говорили выше,  трата времени,  денег и т.п.),  а два года обучения в  магистратуре,  специализированной именно на стыке специальности и управления.

Таким образом, магистратура – это развитие специалиста, его движение либо в сторону более узкой и углубленной специализации, либо движение в области научной карьеры, либо движение в  области управленческой  карьеры.

И этот выбор человек делает в сознательном возрасте, имея уже гораздо более определенные профессиональные и карьерные предпочтения и планы, чем при поступлении в вуз сразу после школы.

Магистерские программы МГГУ им. М.А.Шолохова

Предыдущая новостьСледущая новость