ОБРАЩЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА И РЕКТОРАТА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.А.ШОЛОХОВА К МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Д.В.ЛИВАНОВУ
Уважаемый Дмитрий Викторович!
В современном мире развитие национальной системы образования, распространение современных технологий образования и работы с молодежью представляет собой важный фактор экономического и политического благополучия страны, ее международного влияния.
Актуальные тренды в мировой системе образования (глобализация рынка образования, развитие технологий электронного обучения, появление на рынке новых игроков в виде корпоративных университетов, образовательных корпораций, формирование ситуации гипердоступности информации, усиливающаяся роль СМИ и Интернета в процессах образования и т.д.) создают принципиально новый контекст для развития российской системы образования, требуют ее ускоренной адаптации к новой ситуации с присущими ей новыми вызовами.
В этой связи представляется важным, чтобы в России появился исследовательский университет, миссией которого стала бы активная исследовательская, экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования и технологий работы с молодежью. Кроме того, такой университет должен стать провайдером уникальных образовательных программ в указанных сферах не только всероссийского, но международного уровня, что позволило бы сделать его проводником «мягкой силы» России в других странах.
С учетом специфических особенностей своей миссии наиболее целесообразно создание такого рода исследовательского университета в Москве. Университет мог бы быть построен на основе интеграции Московского педагогического государственного университета и Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.
Московский педагогический государственный университет – старейший и наиболее известный российский педагогический вуз мог бы стать базой для данного проекта. Помимо фундаментальной научной школы, известного брэнда вуз обладает достаточно сильной материальной базой.
МГГУ им. М.А.Шолохова развивался в последние годы как вуз, специализирующийся в сфере молодежной политики и работы с молодежью. В университете реализуется ряд инновационных проектов, создающих научный задел для будущего развития (Институт перспективных гуманитарных исследований и технологий (Institute for Advanced Studies), Институт когнитивных и нейронаук, Институт социального компьютинга и др.)
Анализ результатов мониторинга эффективности вузов 2014 г. показывает, как взаимную дополняемость их потенциалов в некоторых областях, так и наличие общих проблем, которые могут быть решены путем объединения и оптимизации их деятельности.
Показатель | Медиана | МПГУ | МГГУ им. М.А.Шолохова |
Образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ бюджет/внебюджет) | 64,5 | 75,47/64,87* | 75,26/64,76* |
Научно-исследовательская деятельность | 136,37 | 138,91* | 263,49* |
Международная деятельность | 4,02 | 5,65* | 4,01 |
Финансово-экономическая деятельность | 2139,6 | 1761,98 | 1876,5 |
Инфраструктура | 14,09 | 9,8 | 9,26 |
Трудоустройство | 99,529 | 98,651 | 97,175 |
Дополнительный показатель | 4,24 | 5,32* | 4,52* |
Знаком «*» обозначаются выполненные показатели вузов.
В числе ключевых направлений деятельности объединенного педагогического университета, по нашему мнению, могли бы быть:
- опережающее развитие фундаментальных и прикладных исследований в научных областях наиболее тесно связанных с развитием современного образования и работы с молодежью (когнитивные и нейронауки, психология, педагогика, сравнительные исследования в образовании, исследования в области цифровой социализации и цифровых коммуникаций, социология и экономика образования, новые образовательные технологии и др.).
- разработка, апробация и внедрение через процессы дополнительного профессионального образования новых образовательных технологий и технологий работы с молодежью;
- реализация «образцовых» основных образовательных программ в сфере педагогического, психолого-педагогического образования, специальной психологии и педагогики, возрастной и педагогической психологии, организации работы с молодежью;
- обеспечение научно-педагогическими кадрами высшей квалификации педагогических вузов и факультетов страны;
- экспертно-аналитическое сопровождение государственной политики в сфере образования и государственной молодежной политики;
- активное развитие международной деятельности, продвижение бренда российской педагогической школы за рубежом;
- образовательное сопровождение ключевых проектов в сфере молодежной политики.
Программа мер по развитию объединенного университета должна включать в себя:
В свете вышеизложенного Ученый Совет и ректорат МГГУ им. М.А.Шолохова выступает с предложением создать ведущий исследовательский педагогический университет России путем объединения Московского педагогического государственного университета и Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.
Обращение утверждено на заседании Ученого совета МГГУ им. М.А. Шолохова
29 января 2015 г.
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|