Анекдот от ректора

Студент выходит из аудитории. Его окружают товарищи:
- Ну как, сдал?
- Сдал. Уж он меня топил, топил, а я выплыл.
Когда об этом студенте спросили у профессора, он ответил:
- Уж я его тянул, тянул, еле вытянул.

О РЕКТОРЕ

Нечаев Владимир Дмитриевич
Ректор МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор политических наук, профессор кафедры философских и социально-политических дисциплин.

Председатель диссертационного совета
Д 212.136.03 (отечественная история, всеобщая теория, политические институты, процессы и технологии). 

Автор публикаций по проблемам: теория политического мифа; региональные политические системы в постсоветской России; теория эффективной децентрализации; местное самоуправление в РФ.

Архив

Анонсы

Конференция GeNSLing 2016

С 12 по 14 октября 2016 г. МПГУ и Институт языкознания РАН совместно проводят Четвертую конференцию по общему, скандинавскому и славянскому языкознанию для студентов и аспирантов (4th Conference in General, Nordic and Slavic linguistics, GeNSLing 2016).

просмотреть
Неделя политологии в Институте истории и политики

С 7 по 11 декабря 2015 года в Институте истории и политики МПГУ пройдет Неделя прикладной политологии. В этот раз она будет иметь формат деловой игры.

просмотреть
Социальная карта москвича для студентов

Что такое социальная карта москвича? Социальная карта обеспечивает удобство реализации прав на льготный проезд в общественном транспорте города Москвы (автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен) и Московской области, пригородном железнодорожном сообщении.

просмотреть
Прием-2015

Уважаемые абитуриенты!
Приказы о зачислении на 1 курс по заочной форме обучения можно посмотреть ТУТ

просмотреть

Страничка ректора

Программа развития Вуза

В этом году МГГУ им. М.А. Шолохова выиграл проект государственной поддержки стратегического развития Университета. Программа развития  вуза на ближайшие 3 года содержит 26 проектов. Что это за программа? На что нацелены проекты? Каким будет Университет через 3 года?

На эти и другие вопросы отвечает ректор МГГУ им. М.А. Шолохова доктор политических наук Владимир Дмитриевич Нечаев.

Немного предыстории. 1990-е - модель «всеобщего высшего образования»

В 1990-е годы в России сложилась  довольно специфическая модель высшего образования: государство не могло обеспечить достойного финансирования образовательных учреждений,   в том числе высшего профессионального образования, но в обмен давало вузам много низкооплачиваемых бюджетных мест  и позволило набирать внебюджетников.

Не только для чтобы в условиях отсутствия государственно финансирования поддержать на плаву многие  университеты, но и для того, чтобы занять молодежь, которая заканчивала школу в 90-годы  - ее было достаточно много - это были поколения, рожденные на рубеже 70-х  и середины 80-х.  А в условиях спада экономики 90-х рабочих мест было мало.

Так в России сложилась модель, которую мы называем всеобщим  высшим образованием. В настоящее время Россия занимает второе место в мире по количеству  студентов на тысячу людей этого возраста после США. Однако в США это связано с  достаточно высоким уровнем государственного или частного  финансирования университетов и, соответственно, с высоким качеством образования.

В России, в силу специфики сложившейся  в 90-х годах, о которой мы говорили, училось людей много, но средств, которых выделялось на образование выделялось непозволительно мало и как следствие  произошло падение качества образования. Недостаток преподавательских кадров, низкие зарплаты преподавателей, недостаток денег на научные исследования, без которых высшее образование перестает быть высшим образованием, а становится неким подобием техникумов.

А что дальше? Сито государственной поддержки.

В настоящее  время государству стало понятно, что эта модель себя исчерпала.  Модернизация экономики невозможна без принципиально иного качества образования.

Встает вопрос, как перестроить систему высшего образования, чтобы она смогла обеспечить высококвалифицированными специалистами модернизационное развитие  страны.

Россия не такая богатая страна как США, чтобы все огромное количество мест высшего профессионального образования , которое существует в нашей стране, обеспечивать по американским стандартам. И государство пошло по пути концентрации ресурсов.

Государство решило выделить вузы, на которые оно делает ставку. Поэтапно. Сначала, в качестве основы, было выделено два старейших вуза страны. С историей, с хорошей материальной базой, входящие  в мировые рейтинги университетов Московский и Санкт-Петербургский.

Вторым шагом было создание восьми федеральных университетов, которые ставят своей  задачей с одной стороны - создание образовательной среды высокого уровня на определенных территориях, в основном окраинных (это Владивосток, Калининград, Ростов,  Архангельск, Якутия...). С другой стороны здесь во многом решается геополитическая задача - через  университеты закрепить  пространство страны.

Следующий этап - для  качественного научного  прорыва было выбрано  26 или 27 научно- исследовательских университетов, которые сконцентрировались на развитии определенных отраслей.

В целом количество вузов , обеспеченных государственной поддержкой, будет составлять порядка 100-150. Сейчас государственных вузов (без филиалов) - 600. Вот из них  и будут отобраны перспективные вузы, на которых государство делает ставку. Которые не вошли в перечень федеральных и национально-исследовательских  университетов, но у которых есть весомый потенциал развития.

С этой целью был объявлен конкурс программ развития. Вузы, принимавшие участие в конкурсе, показали, как они собираются развиваться в ближайшие 5-6 лет, какие уникальные цели, какую уникальную миссию они перед собой ставят, какие проекты с этими целями они собираются реализовать  и каков будет результат реализации этих проектов для страны. Мы в этом конкурсе участвовали и победили в числе 55  университетов, заняв в общем рейтинге 18 место, а среди гуманитарных и педагогических вузов, к категории которых мы относимся – 3 место.

В чем наша изюминка? Почему поддержана наша программа развития?

Потому что в ней достаточно четко была прописана миссия и стратегия развития нашего университета, как ведущего вуза в сфере прикладного применения  гуманитарного знания. Мы показали в нашей программе как, опираясь на сегодняшний статус университета и ведущего вуза в сфере государственной молодежной политики и работы с молодежью  мы делаем следующий шаг - становимся вузом, в котором и исследования, и разработки, и образовательные программы нацеленные на подготовку специалиста, который может знания о человеке, об обществе, о связях человека с природой,  с техникой, выстраивать в определенные технологии, которые в конечном итоге ведут к реализации гуманитарных ценностей,  продвижение определенных смыслов, культурных ценностей через работу с людьми, через коммуникации.

Что такое гуманитарные технологии?

Это технологии  реализации нематериальных ценностей. Материальные ценности – это автомобиль, дом и т.д. Но есть и нематериальные – это образование, уверенность в себе, познание, уважение, власть... Это не обязательно политические технологии или маркетинг, как некоторые думают (хотя это тоже разделы гуманитарных технологий). Педагогика - одна из классических сфер применения гуманитарных технологий, где знания о человеке преобразуются в ценность развития его личности.

В чем наше отличие от других гуманитарных вузов?

Есть очень сильные гуманитарные вузы, например РГГУ и другие университеты с очень качественной гуманитарной подготовкой. Но она нацелена прежде всего на академический научный  результат.
Мы же в МГГУ им. М.А. Шолохова акцент делаем  не просто на изучение мира,  человека и общества. Мы находим средства улучшения  мира, общества, отношений людей, улучшения бизнеса, улучшения политической системы  - через процессы коммуникации, через процессы обмена смыслами, через процессы более грамотной работы с человеком, через процессы более глубокого понимания самого человека и природы его взаимодействия с другими людьми, через более глубокое понимание тех ценностей, которые существуют в современном мире в душах и умах людей.

Наши стратегические проекты

1. Молодежная политика

Проект, связанный с нашим текущим  статусом ведущего вуза страны в сфере  государственной молодежной политики, который признан государством и соответствующими профильными министерствами  и ведомствами.

Здесь можно выделить 2 основных направления:

1) проект Федерального координационного центра - это развитие системы  повышения квалификации работников  сферы государственной молодежной политики на базе  нашего Университета,

2) Волонтерский центр    - это подготовка волонтеров  к олимпийским играм 2014 года.

Здесь важно другое – государство использует  Олимпийские игры в Сочи, как площадку, возможность для  развития центров волонтерства в стране в целом, движения, которое за рубежом развито очень сильно. Потому что само по себе волонтерство, его распространение и развитие, вовлечение молодых людей в эту деятельность это самостоятельная ценность.

И очень приятно, что именно в рамках нашего Университета создан официально признаваемый Олимпийским комитетом, оргкомитетом по подготовке к олимпийским играм  один  из лучших общенациональных центров  по подготовке волонтеров всего за год. Мы стабильно лидируем в рейтинге волонтерских центров.

2. Создание «Доступной среды»
Наш волонтерский центр, это, прежде всего центр помощи лицам с ограниченными возможностями. Тесно связаны с этим проекты по преобразованию инфраструктуры Университета. Мы планируем преобразования зданий нашего Университета, которые позволят студентам и гостям с ограниченными возможностями чувствовать себя комфортно в стенах нашего вуза.

3. Создание Социоинкубатора
Многие знают о бизнес инкубаторах. Это структура, которая помогает создавать новые бизнесы.
В МГГУ им. М.А. Шолохова мы планируем создать социоинкубатор - это центр помощи создания некоммерческих, общественных, молодежных проектов, организаций и т.п.

Когда это все сложится, мы сможем сказать, что наша инфраструктура свидетельствует о том, что мы ведущий вуз в сфере молодежной политики, инновационный вуз.

Эта программа развития помогает делать  следующий шаг, который записан в нашей стратегии - стать ведущим вузом в сфере гуманитарных технологий.

Здесь два ключевых проекта:
1. Создание в рамках Университета Центра социального компьютинга или  Института развития Рунета.
Структуры, которая будет заниматься исследованиями, разработками, реализацией образовательных программ, связанных с Интернетом, с социальными сетями и мобильными средствами телекоммуникации.

Речь идет не столько о технических аспектах, хотя без прикладной информатики и математики не обойтись. Нас интересует использование Интернета и социальных сетей в различных областях человеческой жизни: в бизнесе, в политике,  в педагогике, в массовых коммуникациях, в журналистике и т.д. В России в этой сфере на сегодняшний день ощущается дефицит  специалистов и государство это прекрасно понимает. Мы наблюдаем, что Россия часто проигрывает информационные войны. Одна из причин – это недостаток специалистов, которые умеют обеспечивать присутствие Российских национальных интересов в коммуникативном пространстве современного мира.
Поэтому конечная цель – это подготовить  специалистов для  новой России, для  России  эры Интернета и  социальных сетей.

Подготовить педагога, который в состоянии обеспечить программы обучения через Интернет , через использование в том числе социальных сетей.

Подготовить политтехнолога, который не просто умеет вести избирательные кампании, заниматься партийным строительством, но умеет это делать с активным использованием Интернета и социальных сетей.

Подготовить бизнесмена или просто специалиста по продажам, который умеет это делать через Интернет.

Подготовить юриста, который в состоянии защищать права людей в Интернете, через Интернет, понимать и разрабатывать законодательство по урегулированию отношений в Интернете и т.д.

Интернет сегодня, как когда то книгопечатание,  активно преобразует всю цивилизацию, весь мир. Люди все больше проводят времени в Интернете и переносят в пространство виртуальных  коммуникаций значительную часть своей жизни.

В России сегодня никто всерьез не изучает  эти процессы, никто всерьез не моделирует их, никто не понимает как это сказывается на человеческих взаимоотношениях и в конечном итоге на самой человеческой природе.
Например, если человек под какими-то аккаунтами позиционирует себя в социальных сетях, он таким образом предъявляет свою идентичность. Он может быть кем угодно в Интернете, виртуальным персонажем. Он более свободно и смело высказывается в силу анонимности. Вопрос - это меняет собственную идентичность человека? Ответ на его вопрос – а кто Я?  Несколько лет  он «зайчик» во всех сетях. Через несколько лет такого позиционирования он тот же Вася Петров, который был до того как он стал зайчиком? И все то, что выстроилось вокруг «зайчика» в Интернете стало частью его внутренней сущностью?

С точки зрения психологии так должно произойти, потому что происходит интериоризация. Постоянное манипулирование собой и своими аккаунтами в Интернете, рано или поздно приводит к изменению  внутреннего мира человека.

Это тот же человек, который был до использования Интернета или это другой человек? Ребенок, который вырос сегодня в мире  Интернета, и другой ребенок, который десять лет назад пошел в школу? Или методики его развития, обучения и воспитания должны отличатся?

Много интересных вопросов  и мы пытаемся найти, в рамках этого проекта, ответы на них и создать здесь центр, который бы давал ответы  всем тем, кто в этом заинтересован.

Такой центр возможен при наличии трех составляющих: 1) исследования, 2) разработки и 3) образовательные программы.

14-16 июня, на базе нашего Университета пройдет большая международная конференция по социальному компьютингу. Это будет старт этого проекта. И я хотел бы всех тех кто видит свою карьеру и свой интерес, в том, чтобы понять что происходит в Интернете, как можно понимать, какие изменения Интернет привносит и в самого человека и в жизнь других людей - пригласить к нам, потому что эту тему мы будем реализовывать в рамках этого проекта.

2. Создание Института перспективных  гуманитарных исследований и технологий

В чем суть этого института. Он будет проводить регулярные конкурсы по выделению стипендий (и достаточно больших)  для поиска внутри России, СНГ  и дальнем  зарубежье молодых  исследователей, которые разрабатывают перспективные темы в сфере гуманитарных технологий. Этот проект направлен на поддержку тех, у кого есть внутренний жар исследователя.

Сегодня преподавателям часто некогда заниматься наукой. Мы хотим создать Центр-«печку», в котором все исследователи будут между собой взаимодействовать, генерировать идеи, разрабатывать их, проверять и на выходе будут появляться новые технологии (вплоть до патентов). Такие центры есть в мире, но в России это будет первый центр, и мы надеемся, он станет частью мировой сети.

3. Создание «Умной среды»

С вышеописанными проектами  этим связан  еще один инфраструктурный проект – это создание в университете  «умной среды». Чтобы везде был хороший Интернет, WIFI, подключение к электронным полнотекстовым ресурсам, чтобы наша библиотека перестала быть библиотекой на бумажных  носителях, а все мировые публикации в ключевых областях были доступны с любого компьютера Университета и общежития Университета. Чтобы любой студент иметь доступ к самой свежей передовой  мировой информации, чтобы появились в автоматизированной системе Университета  ресурсы, позволяющие максимально быстро взаимодействовать, находить расписание, узнавать где какие новые лекции, изменения. Мы хотим создать среду «умную», в которой современный студент чувствовал бы себя очень адекватным и имел возможность продвигаться вперед.

Вот суть тех основных проектов, которые будут реализованы. Когда мы это реализуем – мы создадим основу  для следующего шага. Эта цель для нас определена определена – стать  к  2020 году национальным исследовательским университетом.

Я приглашаю в наш Университет всех тех, кому интересно поучаствовать в этом амбициозном  и немного авантюрном проекте развития. С нами будет не будет скучно, но весело и интересно – это точно.