Новые записи

Блог

Ученый совет


Вербицкий Андрей Александрович

Заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России "Высшая школа России", "Инновационные педагогические технологии". Осуществлял научное руководство и участвовал в разработке государственных Концепций непрерывного образования и непрерывного последипломного образования. Автор более 200 научных и научно-методических работ, 5 монографий.

Образование:
1964-1969 - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии; специальность - психолог, преподаватель психологии
1969-1972 - аспирантура в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР
1978 - стажер ЮНЕСКО в США и во Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования

Ученые степени и звания:
1974 - защищена кандидатская диссертация по проблеме саморегуляции деятельности человека в условиях стимульной неопределенности (специальность 19.00.01 - общая психология)
1980 - ВАКом СССР присвоено ученое звание "Старший научный сотрудник" по специальности "Педагогическая и возрастная психология"
1991 - защищена докторская диссертация на тему "Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе" по специальностям 13.00.01 - общая педагогика и 19.00.07 - педагогическая и возрастная психология
1992 - избран членом-корреспондентом Российской академии образования
1993 - присвоено звание профессора по специальности "Педагогическая и возрастная психология"

Авторские курсы:

  • Психолого-педагогические основы непрерывного профессионального образования
  • Теория и технологии контекстного обучения
  • Методы активного социально-психологического обучения
  • Психологический тренинг

 



Научно-исследовательская и практическая деятельность в сфере образования


1. Научное руководство и участие в разработке:

  • "Концепции непрерывного образования" (принята в 1989 г. в качестве государственной);
  • "Концепции непрерывного последипломного образования" (принята в 1991 году в качестве государственной);
  • концепции, стратегии и программы непрерывного экологического образования в РФ, Республике Удмуртия, Пензенской области;
  • концепции непрерывного педагогического образования в Новгородской области;
  • концепции, стандарты и программы подготовки андрагога;
  • раздела "Педагогическое образование" в проекте концепции второго этапа реформы российского образования;
  • обоснования психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватной, чем педагогическая психология, отражающей реалии новой образовательной парадигмы.


2. Участие в исследовательских проектах Министерства образования России "Высшая школа России", "Инновационные педагогические технологии".

3. Обоснование и развитие теории и технологий контекстного обучения в системе профессионального образования, создание соответствующей научно-педагогической школы (с 1982 года по настоящее время).

4. Научное руководство диссертационными исследованиями по психологическим, педагогическим и научно-методическим проблемам контекстного обучения - подготовлено и защищено 18 кандидатских диссертаций, 7 находятся в стадии подготовки. Научное консультирование 4-х докторских диссертаций.

5. Публикация более 200 научных и научно-методических работ, в том числе 5 монографий.

6. Подготовка и публикация типовых учебных программ: "Психолого-педагогические основы активного обучения" для ФПК преподавателей техникумов, "Психология и педагогика высшего образования" для аспирантов страны, "Психология и педагогика" (совместно с А.Г.Чернявской и Н.Г.Милорадовой) для вузов непсихологического и непедагогического профиля, "Общая педагогика" для медицинских вузов, "Преподаватель" для интернов медицинских вузов и др.

7. Участие в международных и российских конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях по психолого-педагогическим проблемам образования, непрерывного образования, образования взрослых, дистанционного образования, новых педагогических технологий и др.



О себе:
Определил в качестве своей главной миссии теоретическое обоснование и продвижение в практику нового типа обучения, названного мною контекстным (знаково-контекстным). Испытываю удовлетворение и чувство реализованности, поскольку теория контекстного обучения признана в научной среде, а технологии контекстного обучения все больше используются в учебных заведениях системы непрерывного профессионального образования. Заинтересовались им уже и некоторые школы (Магнитогорск, Нижний Тагил).

Пытаюсь обосновать понятие "контекст" в качестве смыслообразующей категории в психологии и педагогике.
Люблю сотрудничать со студентами, слушателями, помогать аспирантам, соискателям, докторантам, всем, кто ведет исследовательский поиск в области психологических и педагогических проблем образования.

Люблю петь, первый контакт с аудиторией нередко начинаю с песни или романса, что считаю одним из сильных педагогических приемов, помогающим личностному включению студента в познавательную деятельность. Говорят, у меня неплохо получается, красивый, мол, голос, и медведь не совсем на ухо наступил (я с ними не спорю - что есть, то есть). Но больше всего ценю, когда вместе со мной начинают петь студенты (и не только в аудитории). Есть контакт!